Музыкальный руководитель
Летние музыкальные игры
13.07.2023
Ах, как мы все с нетерпением
ждем лето! Ведь это время больше всего
подходит для новых открытий, для того, чтобы освоить что-то неизвестное и
интересное, чтобы вспоминать зимой! И, конечно, для детей это могут быть новые игры,
в том числе, музыкальные.
Например, «Музыкальное
лото». Как играть в него, знают многие. Карточки для него можно изготовить
своими руками, вместе с детьми. Картинки для карточек можно найти в интернете. Играя
в него, дети запомнят предлагаемые музыкальные инструменты, названия
произведений и имена их авторов-композиторов, простейшие музыкальные термины. Составляя
материал дл лото, нужно исходить из имеющихся знаний детей, усложнив их немного
по возрасту.
Условия игры: каждому
игроку дается одна таблица с картинками-ответами. Ведущий читает по карточке
вопросы, тот игрок, в таблице которого есть ответ на него, закрывает его карточкой.
Например: «Струнно-клавишный музыкальный инструмент с ударным способом
получения звука» (Пианино); «Автор музыкального произведения «Карнавал животных»
(К.Сен-Санс), «Долгое музыкальное
произведение, где все действующие лица танцуют» (Балет), и т.д.
Выигрывает тот,
у кого быстрее будет закрыта таблица.
Но это игра –
настольная. А можно вспомнить и поиграть на улице, во дворе в русские народные игры
с музыкальными «запевами». Например, «Баба-Яга».
Условия игры: Один из игроков выделяется в «Бабу-Ягу»,
подвязавшись, например, платком, или взяв метлу. Остальные игроки становятся по
кругу, Баба-Яга – в центре, все идут и поют:
«В темном
лесе есть избушка, стоит задом-наперед.
А в избушке той старушка Бабушка-Яга живет».
Б-Я (ласковым
голосом): «Уж я добрая такая, угодить готова всем!
(строго) Что? Поверили старушке? Вот поймаю вас и
съем! (топает ногой)
Дети: «Ты, Яга, нас не пугай, а вначале нас поймай!»
(разбегаются)
В подобным играм-догонялкам
относится и игра «У медведя во бору», «Воробьи и Кот». Интересная игра «Песенный
светофор», когда детям, для того, чтобы продвинуться от Старта до Финиша,
необходимо вспоминать строчки из песен на определенную букву.
Можно поиграть в
танцевальную игру «Море волнуется», когда игроки все вместе произвольно танцуют
и пропевают слова: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три,
морская фигура на месте замри!» - в этот момент всем нужно на несколько секунд
замереть, изображая любого морского животного, до разрешения «Отомрите!» Водящего.
Если кто-то пошевелится, тот проиграл.
Сюда же можно отнести
любые импровизации, когда под различную танцевальную музыку ребенок двигается, представляя
себя «бабочкой», «цветком», и с окончанием музыки ему надо замереть, застынуть.
Вообще, можно любую
игру и ваше общение с детьми «разбавить» музыкой, любыми песенками из
мультфильмов, чтобы дети могли их спеть вместе с вами. Как минимум, от этого
улучшится настроение!
https://alforhildren.ru/music.php
Что такое «Эвритмия»?
24.10.2023
Каждый родитель
задумывается о том, чтобы его ребенок был и развит, и здоров. В современном
образовании особое внимание уделяется таким технологиям, их называют «здоровьесберегающими».
На музыкальные занятия в ДОУ легко можно включить элементы таких технологий,
как арт-терапия, сказкотерапия, кинезитерапия,
эвритмия. Остановимся на последнем направлении.
Эвритмия - это искусство особого гармоничного
движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки.
Все вместе они влияют на становление культуры здоровья детей и способствует общему телесному и душевному развитию
человека.
Эвритмия,
как направление в искусстве, появилось в
начале XX в. В переводе с греческого эвритмия – это
«прекрасный ритм», «прекрасное движение», язык эвритмии – это язык жестов,
ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении, а тело
исполнителя становится как бы звучащим инструментом.
С помощью занятий эвритмией можно
1. формировать чувство темпа и ритма движений, внимание,
пространственную ориентацию;
2.развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, ловкость;
3. корректировать координацию движений рук;
4. улучшать психическое состояние (снижение тревожности и
агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания,
воображения).
Технология
эвритмия не предусматривает специальной подготовки, то есть специального разучивания
песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих
желаний, возможностей и возрастных особенностей. Поэтому, эвритмические
упражнения и занятия легко можно выполнять в домашних условиях, осуществляя
двойную пользу – совместное времяпрепровождение со своим ребенком и выполнение
интересных, сберегающих здоровье и психику, занятий. Причем, польза будет и для
родителя, и для ребенка.
Конечно, в начале занятий детям нужна подсказка, направление, так
как в силу возраста, они не смогут составить танцевальные миниатюры,
упражнения, передающие характер услышанных мелодий. Но, если занятия проводить регулярно,
то виден будет прогресс вашего ребенка в этом направлении, его изменяющаяся
пластика, танцевальность, включение в эту игру. Предложите ребенку послушать
музыку, а потом «поиграть» в нее – показать, как она звучит, в движении.
Сначала надо пробовать проигрывать несложные этюды и образы,
например, животных: грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д. Затем –
импровизации в танцах («Бабочки», «Карнавал животных», «Скоморохи»). Затем еще
больше усложнить и музыку, и сюжет, и движения: «Прогулка
по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о
невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя
красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы; «Вальс снежных хлопьев», П.Чайковский. С
помощью палочки с белой лентой изображаем падающий снег, представляем себя
снежинками; «Аквариум», К.Сен-Санс. Ребенок изображает движения плавниками, как рыбки; «Крадущаяся кошка» (Д.
Пучинни, Вальс мюзеты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз»,
каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной
ноги на другую и т.д.
Эвритмические упражнения вызывают интерес у
дошкольников. Уже став ребенком-школьником они начнут стесняться, поэтому, не
теряйте времени.
https://ped-kopilka.ru/blogs/ispolzovanie-yelementov-yevritmi
«Музыкальные загадки и их влияние на дошкольника»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки
предметов или явлений. Загадки –
наши старые и добрые знакомые. Многие из них мы безошибочно узнаем «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок
оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствует
формированию образности речи детей
дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть
вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
В музыке тоже есть загадки, слушание и разгадывание которых также помогает
решению вышеперечисленных задач. А дополнительно они способствуют развитию
музыкальных способностей и решению музыкальных задач: знакомят с композиторами
и их произведениями, развивают ладовое чувство, умение слышать и представлять
музыкальные образы, чувство ритма.
Отгадывать музыкальные загадки нужно по такому же принципу, как и обычные:
·
Внимательно прослушать произведение и
выделить его главные черты (плавность или четкость, ритмичность, нежность или
игривость и т.д.). То есть, мы характеризуем мелодию.
·
Провести анализ: кому или чему
свойственны эти черты? (плавность – движениям снежинок, четкость – ритму дождя
или маршированию солдатиков, быстрый и стремительный темп – полету пчелы и
т.п.) Включить воображение! Не бояться высказывать все примеры, догадываться,
что показывает музыка?
·
Сопоставить и объединить все признаки, и
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, умозаключение,
т. е. отгадать загадку!
Музыкальные загадки – это интересно и необычно, главное, подобрать такую
музыку, которая заинтересует ребенка и увлечен, будет легко запоминаться и
узнаваться в дальнейшем.
Предлагаем вам небольшой перечень музыкальных произведений, которые понятны
дошкольнику и будут легко угадываться.
1. П.И.Чайковский, «Песня жаворонка. Март».
(мелодия нежная, слышны порхания, трели, пение птички, как капают сосульки)
2.
П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»
(мелодия мягкая, лиричная, немного грустная, показывает грустные осенние краски,
падающие листья).
3.
П.И.Чайковский «Времена года. Ноябрь» (в
мелодии звучат медные духовые, передающие образ охоты, скачек на лошадях).
4. П.И.Чайковский «Марш деревянных
солдатиков» (мелодия четкая, ритмичная, маршевого характера).
5. П.И.Чайковский «Сладкая греза» (мелодия
мечтательная, напевная, передает фантазийное настроение)
6. И.С.Бах «Шутка» (очень запоминающаяся
мелодия с веселым характером, игривостью)
7. Л.Делиб «Пиццикато» (очень вкрадчивая
мелодия, передающая осторожный, веселый, шутливый и игривый образ).
Конечно, таких примеров музыкальных загадок достаточно много.
Пробуйте, составляйте свою картотеку музыкальных загадок, приучайте своего
ребенка слушать классическую музыку и узнавать ее!
Источник: https:/ru.hotop.com/