УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Как устранить прогению?

10.03.2025

Исправить прогению (нижняя челюсть неестественно выдаётся вперёд) бывает непросто. Но регулярное ношение вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вверх) и выполнение артикуляционных упражнений (миогимнастики) помогают справиться и с этой аномалией прикуса.

Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».

1. Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»

а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;

б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.

Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!

2. Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.

3. Упражнение «Кролик»: 

а) покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.

б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.

А теперь поиграет с губками и зубками в «прятки».

4. Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается.

С помощью артикуляционных упражнений и пластинок ребёнок приобретает полезные навыки, помогающие справиться с произношением трудных звуков, у него формируется правильный прикус. Но надо быть готовым к тому, что ношение пластин и постановка звуков растянется на несколько лет. От родителей и от ребёнка это потребует огромного терпения.

Источник: https//www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_ispravit_prognatiyu/

Миогимнастика при прогнатии

10.12.2024

      Прогнатия: абсолютно не «волевой» подбородок, нижняя челюсть «отползла» назад, а верхние зубки, как у кролика, выдаются вперёд. Упражнения для губ и нижней челюсти – миогимнастика, проводится параллельно с дыхательной гимнастикой и ношением вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вниз).

        Естественно, во время миогимнастики пластинки во рту ребенка быть не должно. Проделываются упражнения 2-3 раза в день сначала 5 минут, затем - 10-15 минут, сидя перед зеркалом. Не берите для работы с ребенком сразу весь комплекс. Начните с одного-двух упражнений. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие. И хорошо бы перед началом домашних самостоятельных занятий побывать у  логопеда или ортодонта.

1. Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком», т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).

2. Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).

3. Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз. Зубы всё время сжаты! Не торопитесь! Фиксируйте то и другое положение губ.

4. Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд (см. упр. «Трубочка»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

5. Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.

6. Упражнение «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.

7. Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10раз.

8. Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.

9. Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.

10. Упражнение «Прятки». а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);

б) «Спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами.  Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).

Источник: https//www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_ispravit_prognatiyu/

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ГИПЕРСАЛИВАЦИИ (ИЗЛИШНЕГО СЛЮНООТДЕЛЕНИЯ)

10.09.2024

Проблема усиленного слюноотделения слишком сложна, она не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Для этого, прежде всего, конечно, необходимо совершенствовать моторную организацию приема пищи, причем это нужно делать именно во время еды.

 Основное при этом — обучение жеванию и глотанию с закрытым ртом. Далее, окружающим следует постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым вне еды и разговора. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

В качестве специальных упражнений, направленных на укрепление челюстных мышц, можно предложить ребенку удерживать зубами какой-либо предмет, например кусок ткани, в то время как взрослый пытается этот предмет вытянуть.

1. Трусливый птенчик.

Широко открыть рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Держим 5-10 сек. и закрываем. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

5. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков А или Э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Источник:  https//vk.com/wall-207499943_1666

Речевые игры на прогулке

07.06.2024


Прогулка – это не только приятное и полезное времяпрепровождения, но и отличная возможность для того, чтобы подтянуть речевые навыки ребенка на свежем воздухе.

За дверями дома удивительный мир – учимся замечать его многообразие и описывать его.

«Я заметил» - предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать самый большой предмет, красный предмет, мокрый предмет, деревянный предмет и т.д.

Другой вариант игры – предложите назвать любой предмет и рассказать какой он. Например, «Я заметил облако, оно белое и пушистое».

Будет замечательно, если ребенок назовет 2-3 признака. Помогайте ему, показывайте пример. Умение подбирать слова-признаки значительно обогатит словарный запас ребенка.

«Звуки вокруг» - предложите ребенку закрыть глаза и послушать звуки вокруг. Эта игра помогает развить слуховое внимание и восприятие.

«Веселая охота» - заранее обговорив с ребенком, предметы какой группы ребенок должен ловить (например, насекомых) начинаем называть слова, в том числе и насекомых – журавль, ворона, медведь, стрекоза…Услышав название насекомого, ребенок должен хлопнуть в ладоши - «поймать» его.

Игра развивает слуховое внимание и обогащает словарь ребенка.

«Угадай предмет» - рисуем мелом на асфальте контур предмета, ребенок должен угадать его. Игра развивает зрительное восприятие, активизирует речевые навыки.

Прогулка – отличное место для игр с мячом. Игры с мячом помогают разнообразить прогулку, развивают двигательную ловкость ребенка, его реакцию.

«Мяч бросай и деревья называй» - таким образом можно предложить называть ребенку и другие категории предметов (животных, птиц и т.д.).

Данная игра отлично подтягивает словарный запас ребенка.

Также игры с мячом могут помочь в автоматизации поставленного звука.

«Назови слова…» - задача ребенка – подкидывая мяч, называть слова с автоматизируемым звуком (например, слова со звуком «Р» - рама, коробка, ручка, забор, радуга).

Для автоматизации звука (введения в речь) можно предложить следующие варианты игр на прогулке:

«Прошагай слова» со звуком «Р» (Ш, С, З, в зависимости от того, какой звук вводится в речь) – предлагаем ребенку прошагать, например, от дерева до горки, на каждый шаг, называя слова с определенным звуком. Также можно шагая, проговаривать короткие чистоговорки:

- Ру-ру-ру – быстро скачет кенгуру.

-Ча-ча-ча- у меня есть два мяча.

- Ла-ла-ла - лодочка плыла.

- Со-со-со – покатилось колесо.

- За-за-за – в саду бегает коза.

- Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

- Жа-жа-жа – мы увидели ежа.

Таким образом, проводя данные игры на прогулке, можно ненавязчиво расширить представления об окружающем мире, обогатить словарный запас ребенка, развить слуховое внимание, а также закрепить поставленные логопедом звуки!  

Источник: https//infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-rechevye-igry-na-progulke-5198989.html

Комплексы упражнений для нормализации функций глотания

04.03.2024

        Глотание – это определенный комплекс двигательных реакций, которые обеспечивают нормальное прохождение пищи из ротовой полости в желудок через пищевод. При правильном акте глотания кончик языка упирается в переднюю треть твердого нёба.

ИНФАНТИЛЬНОЕ ГЛОТАНИЕ характеризуется прокладыванием языка между деснами (зубами) при осуществлении глотательных движений. Данный тип физиологичен для младенцев, но является аномальным для детей старше 3 лет. Сохранение младенческого паттерна глотания во взрослом возрасте приводит к формированию дефектного прикуса, фонетических нарушений речи.

Симптомы инфантильного глотания

      При инфантильном глотании присутствуют следующие признаки:

·        Губы сомкнуты или разомкнуты, но при проглатывании еды они еще плотнее сжимаются по причине сокращения мышц рта.Хочу такой сайт

·        Язык упирается в нижние зубы, либо располагается между верхним и нижним зубными рядами.

·        В реализации инфантильного глотания также принимают участие мышцы шеи и подбородочная мышца.

   При таком состоянии нижняя часть лица оказывается очень напряженной, что видно по точечным ямкам в уголках рта и на коже подбородка. Из-за того, что в процессе глотания участвуют мышцы шеи, она непроизвольно вытягивается.

Исходное положениеСидя перед зеркалом, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе.

  I компелкс

Тренировка мышц языкаУпражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторения от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. На кончик языка положить резиновое кольцо. Язык поднять вверх, прижать его к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну с несомкнутыми губами.

Упражнение 2. Кончиком языка провести по наружной поверхности зубов.

Упражнение 3. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение 4. Щелкание языком.

Упражнение 5. Язык переместить максимально вперед, повернуть влево и вправо.

Упражнение 6. Кончиком языка попытаться достать подбородок.

Упражнение 7. Кончиком языка попытаться провести по губам.

II комплекс

Тренировка глотания.

Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук щелчком.

Упражнение 2. Набрать в рот воды, запрокинуть голову и громко произнести звук «а».

Упражнение 3. Губы сомкнуть, зубы сжать, язык поднять вверх, прижать его к переднему участку твердого неба в области зубных бугров верхних передних зубов и передних складок неба, проглотить слюну. Перед выполнением упражнения следует рассказать о правильном положении языка при глотании в стадии «отправного толчка».

Упражнение 4. Набрать в рот воду, губы сомкнуть, зубы сжать, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в области зубных бугров передних зубов и складок неба. (Все группы мимических мышц должны находиться в состоянии покоя.)

https//multiurok.ru/files/kompleksy-uprazhnenii-dlia-normalizatsii-funktsii.html

 

Дыхательная гимнастика дома - это весело, полезно, интересно!

08.12.2023

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения).

1. «Снег»

 Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.

        2. «Кораблики»

 Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

            3. «Футбол»

 Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

             4. «Буль-бульки»

 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

               5. «Волшебные пузырьки»

 Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

              6. «Дудочка»

 Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

               7.«Цветочный магазин»

 Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

                   8. «Свеча»

 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

                 9. «Косари»

 Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой"

Источник:https//nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/12/22/artikulyatsionnaya-gimnastika-doma-eto-veselo

Игры и упражнения для развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

08.09.2023

 «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

 Источник: https//infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-167237.h6tml

Профилактика дисграфии у дошкольников

07.06.2023

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].

2. Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

3.  Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).

4. Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

5.  Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.

Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает.. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука.

Если такая ошибка была допущена родителями, выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

1. Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.

2.   Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.

3.   Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).

При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

1.   Обведи букву;

2.  Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

3.    3.Дорисуй недостающие детали;

4.    Зачеркни неправильно написанные буквы;

5.    Нарисуй букву в воздухе.

Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.

Источник: https//pcenter-tlt.ru/profilaktika-disgrafii-u-doshkolnikov

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».