Кинезиологические упражнения
10.09.2024
«Движение может
заменить
лекарство – но ни одно лекарство
не заменит движения»
Ж. Тассо.
Движение для детей – это лекарство, которое помогает
развитию и становлению жизненно важных систем организма. Движение составляет
основу любой детской деятельности. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным,
обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. А современная жизнь с
появлением компьютерных технологий и недостаток внимания ведет к снижению
двигательной и познавательной активности у детей, приводят к сужению
восприятия. У детей начинает проявляться двигательная расторможенность,
суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, низкая
дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева, или наоборот,
отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых
действий. Одной из форм профилактики и
укрепления здоровья малышей как в
дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях, могут стать комплексы кинезиологической,
ритмической и дыхательной
гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития
мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут
предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный
тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 3—7 лет, а в целом
обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Что такое кинезиология? Это наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения –
это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения
повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают
мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают
процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти
изменения.
Одним из условий успешности будет регулярное,
ежедневное проведение таких упражнений.
• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль
и произвольность.
• Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
• Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить
восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка
развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• При выполнении телесных движений развивается межполушарное
взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные
зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все упражнения целесообразно проводить с
использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает
определенный настрой у детей.
Предлагаем вам сейчас попробовать поиграть,
поупражняться в выполнении некоторых кинезиологических упражнений для домашнего
разучивания с детьми.
• Растяжки
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело
твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал
таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются
руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу
воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала
испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и
превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище,
вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы
раскачиваетесь, как дерево.
• Дыхательные упражнения
«Ладошки»
Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять. Работать нужно только пальцами.
«Погончики»
Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить.
На выдохе руки нужно вернуть к животу.
• Телесные упражнения
1. «Яйцо» Спрячемся от всех забот, только мама нас
найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову
спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
2. «Дерево» Мы растем, растем, растем и до неба
достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это —
семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно
подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер
— раскачивать тело, имитируя дерево.
3. Постучите по столу расслабленной кистью
правой, а затем левой руки.
4.
Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите
руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
5.
Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по
очереди кистями.
6.
Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой
руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти
движения для каждой пары пальцев отдельно.
7. Постучите каждым пальцем правой руки по столу
под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».
• Глазодвигательные упражнения
«Глаза
– путешественники»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек,
животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти
глазами тот или иной предмет в комнате.
· Погодный массаж
(Рисуем пальцами на спинках друг друга солнышко с лучиками. Пальчиками на
спине имитируем стук дождя. По спинке струится ручеек. Солнышко
расправило свои лучики - прикладываем к спинке раскрытые ладошки.)
Эффект
кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную
гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно
каждой рукой и двумя руками вместе).
Упражнения
в кругу (осваиваем прием «Берем - отдаем»):
1.
«Музыкальный момент».
2.
«Танец феи Драже».
3.
«За двумя зайцами».
Под влиянием кинезиологических
упражнений, в организме происходят положительные структурные изменения.
Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на
более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль
нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности
человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Главное
помнить золотое правило: кинезиологические игры
и упражнения, разминки должны
проводиться систематически.
После их продолжительного выполнения результат порадует любого как родителя дошкольника.
ritmiheskie-upraznenia-sbornik-fop-do.12436/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.09.2024
Дата обновления: 23.09.2024
Дата публикации: 10.09.2024