14.07.2022
11.02.2024
Речь маленького ребёнка формируется в общении
с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная
и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша,
позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий
русский педагог К. Д. Ушинский говорил: « Родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться
о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и
правильности.
Так как речь ребёнка развивается путём
подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов
семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического
(рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо
целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в
создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная,
чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение
выставок, концертов.
Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и
сознательно искажать слова. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром
телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует
формированию правильного звукопроизношения.
Поэтому
рекомендации для родителей могут быть такие:
- обращаясь к
ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить
каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять
ударный слог;
- каждое
новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно
надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или
действие;
- неправильно
сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза.
Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять.
Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у
ребёнка негативное отношение к речи.